Что такое юзабилитиЮзабилити по-русски или «Умом Россию не понять!»

Comments: 5 Comments
Published on: 10.04.2014

Что такое юзабилитиЧто такое Юзабилити? Это транскрипция английского слова usability, которое обозначает  применимость, практичность, удобство и простоту использования чего-либо.  В свою очередь, само слово usability произошло от стыковки двух английских слов:

  • use (переводится как: использование, применение)
  • ability (переводится как: способность, возможность)

«Юзабилити» как термин, широко используется во всех языках благодаря своей краткости и обычно является характеристикой различных интерфейсов. Так, например, хороший или высокий юзабилити интерфейса означает, что он удобен и интуитивно понятен, соответственно им легко пользоваться без всякой специальной подготовки. Синонимом понятия «юзабилити» является понятие «логичность» и наоборот — плохой или низкий юзабилити можно заменить расхожей русской фразой «тут без пол-литра хрен разберешься!»

На самом деле «юзабилити» это очень важная характеристика любой вещи или предмета и является залогом неимоверного успеха либо краха для производителя данной вещи или предмета. Самым ярким примером подобного успеха является компания Apple, которая, создав свой первый iPhone, произвела фурор на рынке сотовых телефонов. А знаете почему? Благодаря своей операционной системе iOS, на которой работал этот телефон. Это был революционный по удобству использования телефон! Непревзойденное на тот момент ЮЗАБИЛИТИ! Гениальные решения, наподобие увеличения изображения путем растягивания его двумя пальцами в разные стороны или перелистывания путем проведения пальцем по экрану, буд-то вы действительно перелистываете книгу. Позже появилась и стала развиваться альтернативная операционная система Android, которая, по сути, копирует принципы интерфейса iOS. Сегодня все эти махания пальцами по экрану стали нормой, а до появления iOS было всё намного хуже. Многие функции выполнялись не в одно касание к экрану, а путем долгого ползания по меню, как в WindowsMobile и последовательного нажимания на кучу пунктов меню и кнопок.

Однако хочу заметить, что и операционная система Windows тоже произвела фурор в своё время – в те далекие годы, когда появилась Windows 3.11 Именно появление этой операционной системы сделало компанию Microsorft такой известной. А знаете ли Вы, как в этой компании добиваются улучшения юзабилити своих сложных интерфейсов? Например, выпустили новую версию MS Word или Excell и стоит задача сделать интерфейс управления программой интуитивно понятным. С этой целью набирают группу людей разных профессий и возрастов в качестве «тестеров». Затем каждому из них по очереди дают какое либо задание, которое нужно выполнить в этой программе, например, напечатать в MS Word определенный текст и отформатировать его определенным образом. Для выполнения задания человека сажают в абсолютно пустую комнату белого цвета, где есть только стул, стол и компьютер и больше ничего не будет отвлекать его внимание. А дальше, за всеми его действиями скрытно наблюдает куча видео камер, которые следят даже за тем куда и в какой момент смотрят его глаза. После проведения теста данные анализируют и вносят корректировки в интерфейс. Смотрят, в какой момент у тестера возникали затруднения, в какое место экрана он смотрел в поисках нужной кнопки, где водил указателем «мышки»…

Логика в России вообще непопулярна!

Ну вот, получилось длинное лирическое отступление о том, как это происходит у нормальных людей в нормальных компаниях, а теперь я Вам расскажу о том, как это происходит в Российских компаниях. По моим наблюдениям, хуже всего дела обстоят в государственных и полугосударственных крупных компаниях, куда на «модернизацию» выделяют кучи денег. Именно в таких компаниях всё делается как в русской пословице: «Сила есть – ума не надо!», — с той лишь разницей, что речь тут не о силе, а о количестве денег.

На днях дела занесли в Санкт-Петербург на ул. Смольную, дом 3 в котором находятся и УФАС России по Ленинградской области и местные депутаты и куча всяких комитетов. В общем — серьёзное такое государственное заведение. И вот, с самого входа тебя встречает АНТИюзабилити  в размещении табличек на дверях. В недра здания не пропускают без пропуска, а место нахождения «Бюро пропусков» вы узнаете только тогда, когда дойдете до охранника и он развернет вас назад. Смотрите фото ниже.

Логика в России непопулярна! Логика в России непопулярна!

Банкоматы Сбербанка, отзывы

Но больше всего мне хочется поведать Вам о другом «чуде» о таких зелененьких толстеньких банкоматах одного очень крупного банка. Кому-то там пришла здравая мысль создать умный банкомат, позволяющий не только принимать и выдавать наличные, но и совершать различные финансовые операции – переводы со счета на счет, оплаты госпошлин и коммунальных услуг и т.д. Что можно сказать, кроме как: «Хотели как лучше, а получилось как всегда». На первом этаже описанного здания установлен один из таких зелененьких банкоматов. Умный банкомат, нечего сказать. Да вот только одна беда есть — чтобы провести на нём любую платежную операцию (а не банальное снятие денег с карты) видимо нужно пройти примерно 5 летнее обучение. Забавно было наблюдать, как один бедолага пытался с него оплатить госпошлину. Он долго тыркался в экран, пытаясь разобраться в идиотском интерфейсе. Когда он осознал, что у него нет шансов, он начал обращаться ко всем окружающим с просьбой о помощи. Наконец, какие-то две сердцебольные дамы согласились ему помочь. Следующие 20 минут эта троица собрала за собой огромную очередь и в конце концов вынесла коллегиальное решение о том, что бедолаге проще будет доехать до ближайшего отделения Сбербанка!

Кто-нибудь из Вас пытался воспользоваться такими автоматами? Я специально попробовал – тщетно. Если у меня спросить, какие ассоциации у меня вызывает это чудо техники, а точнее непосредственно сам диалоговый интерфейс (меню управления) данных аппаратов, то я Вам отвечу просто: «Это одна из тех вещей, которая заставляет меня не только вспомнить максимальное количество матерных выражений, из тех, что хранятся где-то на пыльном чердаке моей памяти, но и поимпровизировать с ними!»

Вы не заметили, что во всех отделениях сбербанка к каждому из этих аппаратов приписано по девушке, каждая из которых видимо, прошла 5 летний курс обучения работе с данным «чудом». Работа этих девушек состоит в том, чтобы взять из рук очередного, впавшего в ступор, клиента его квитанции и осуществить платеж за него.

И теперь к каждому банкомату Сбербанка прилагается по одной девушке! Шедевр!

Только вдумайтесь! Потрачены огромные деньги на разработку умных аппаратов, задачей которых наверняка является разгрузить операционисток Сбербанка от рутинных операций по оплате всяких квитанций. Соответственно Сбербанк наверняка планировал сократить очереди, увеличить максимально возможное число обслуженных клиентов в день. И всё с целью увеличения лояльности клиентов существующих и потенциальных. И всё почти получилось – аппараты вполне умные, но интерфейс, написанный имбецилами, свел всю идею на нет. И теперь к каждому аппарату прилагается по одной девушке! Шедевр!

Кто-то решит поспорить со мной, мол надо привыкнуть и всё получится. А я и не спорю, ведь можно и зайца научить курить, но оно Вам надо? Поясню на примере среднестатистической кофемашины. Чтобы сварить кофе, нужно нажать всего одну кнопку, на которой обычно нарисована чашечка с выходящим из неё паром. На некоторых кофемашинах есть усложненные интерфейсы, позволяющие варить кофе крепче или слабее и наливать в кружку больше или меньше. В любом случае, производители уделяют огромное внимание тому, чтобы интерфейс был интуитивно понятен любому человеку без чтения инструкции! Например, хотите налить побольше – ищите картинку с чашечкой большого размера и наоборот. Сверху две крышки, под одной – вода, под другой – зерна кофе. А теперь представьте кофемашину у которой вместо пары кнопок – компьютерная клавиатура, куча рычажков и педалей. Вот кому и зачем такая нужна? Ей тоже можно пользоваться либо приставив к ней специально обученного раба-оператора, либо изучив толстенную инструкцию. А в качестве рекордного маразма можно сделать интерфейс кофемашины таким, чтобы для варки чашки кофе пользователь должен был набрать на клавиатуре кофемашины определенную фразу, типа «свари мне, пожалуйста, большую чашку крепкого кофе». Причем, во-первых, надо заранее знать эту фразу, а во-вторых, написать её без ошибок. И всё это вместо того, чтобы нажать на одну или две кнопки.

Отдельное спасибо хочется сказать за обилие всяких тупых сообщений на экране, которые обязывают тебя совершать лишние, ненужные действия. Ну, например, в конце выполнения операции аппарат пишет: «Операция завершена успешно, хотите выполнить другой запрос?» Ну, во-первых, слова «запрос» и «оплата» совсем не синонимы! Я совершал платеж, а не делал запрос! Во-вторых, под хорошим юзабилити понимается ситуация, когда пользователю задают минимум тупых вопросов и алгоритм сам принимает большинство решений за пользователя, основываясь на принципах элементарной логики. У американцев есть даже красивый лозунг, поясняющий что такое юзабилити, он звучит так «Don`t make me think!», который в переводе означает «Не заставляйте меня думать». Это не шутка, а намек на то, что в идеальном варианте пользователь должен всё делать интуитивно, не задумываясь!

Терминалы Сберканка это вынос мозга!

Этот вопрос аппарата вызвал целый ряд ассоциаций:

  • Вы закончили разговаривать по своему сотовому телефону, нажимаете клавишу «положить трубку», а телефон вам пишет на экране: «Звонок успешно завершен, хотите выполнить другой запрос?» При этом светит экраном и не «засыпает», пока Вы не нажмете «да» или «нет»
  • Вы приехали в пункт назначения, поворачиваете ключ, заглушив мотор автомобиля, а вытащить его из замка зажигания не удается, пока Вы не ответите на идиотский вопрос: «Мотор заглушен успешно, хотите выполнить другой запрос?»

Чтобы подробно описать всю маразматичность меню данных аппаратов – уйдет не менее суток и эта работа стоит денег. В противном случае это будет бесплатной помощью имбецилам, которым и так слишком переплатили. Альтруизм вреден!






А знаете, почему, чем богаче заказчик, тем глупее разработанное для него решение? Потому что нет хозяина, всё как при СССР – общее, а значит — ничье. Когда денег много, то, во-первых, их особо никто и не считает, а во-вторых, за них начинается такая борьба, в которой победить может только коррупция и круговая порука. Как обычно, проводится конкурс, по условиям которого, в нем участвовать не может никто кроме «своих». А чтобы после повлиять на общественное мнение – в интернете появляются проплаченные тролли, которые засыпают все форумы положительными отзывами. Причем делают это также по идиотски, а именно – на каждый отрицательный отзыв тут же появляется резко положительный, написанный человеком, ТОЛЬКО ЧТО зарегистрировавшимся на данном форуме и количество сообщений у данного человека с момента его регистрации – ОДНО.

Эпилог

Самая большая беда (на мой взгляд) заключается в том, что из-за чей-то необразованности страдают огромные массы людей по всей России. Большинство государственных масштабных проектов реализованы по принципу: «Хотели как лучше, а получилось как всегда». А корнем всего этого является ничуть не глупость нашего народа, наш народ наоборот всегда отличался сообразительностью и смекалкой в своём большинстве. Беда в том, что корнем большинства проблем в России по-прежнему являются коррупция, клановость и круговая порука. Не все хотят учиться, некоторые заменяют ум деньгами и связями. И именно эти, последние, потом занимают различные руководящие посты в различных учреждениях и организациях.


- A +

5 комментариев - Leave a comment
  1. Алексей:

    У меня друг начальник крупного подразделения Сбербанка и как то на общем мероприятии я ему пожаловался, что не готов работать со Сбербанком именно потому, что ЛЮБОЕ обращение за самой мелкой услугой или с вопросом выливается в стояние в очередях. Тяжелую битву с банкоматами и живыми работниками офисов. На, что он обиделся и сказал, что завтра научит меня как всё правильно делать. С утра я приехал к нему в офис, мы пошли в их отделение где стояли несколько банкоматов и…… о чудо…. Начальник отделения не смог отправить платёж со своего же банкомата без участия специально приглашенного специалиста!!! :-)

    Другое отделение. На входе стоит аппарат который регистрирует всех в электронной очереди. Возле него стоят аж ДВЕ девушки которые спрашивают с какой целью я пришел и за меня вводят запрос и выдают талончик. Сажусь с талончиком в очередь. Передо мной всего пара номеров и тут вдруг начинается. Очень вежливые, симпатичные работницы приводят внеочередников (рассказывая, что это VIP клиенты) приходят товарищи, которые «повторно», а затем девушка выставляет табличку «продолжительное обслуживание клиента» и работа вообще встаёт минут на 20. Через 40 минут я подхожу наконец-то к нужному мне специалисту. И после завершение операции она ещё у меня спрашивает: А почему Вы отказались от пользования нашей картой? :-)))
    P.S. на выходе спросил у девушек — «Зачем они мне талон выдавали если всё равно живая очередь?» На, что получил ответ — «Знаете как нас ругают если кто то без талончика!» :-) Смешно? Да…. Но я не пользуюсь теперь услугами Сбербанка и думаю, что я не одинок. :-)

    • Volk:

      А у меня бабушка, которой 90 лет, решила на свою голову перевести пенсию на карточку Сбербанка. Бабушка ходит с трудом, мы её возили в местное гребаное отделение раза 3, потом мои тетки (её дочери) решили ездить туда за неё, по доверенности.

      Ездили как на работу полгода!!! И скандалили и чего там только не было, то нехватает какой-то бумажки, то ждем пока карту сделают, то пригласили забрать карту, мы приехали а нам: «Извините, карту вашу не довезли к нам ещё». Раз ещё не довезли, то какого хрена Вы нас звали?

      Потом выясняется, что карта имеет какой-то дефект и банкоматы её не могут прочитать. Потом замена карты ещё фиг знает на какое время, пока сыр бор, закончилась доверенность…

      Потом получили новую карту, на счету не хватает денег, нам начали мычать про какие-то правила СБ о перечислении пенсий. В результате выяснилось, что сначала эти мудаки сделали один расчетный счет и к нему привязали карту, которая не работала, потом каким-то образом новую карту привязали к новому счету или что-то типа того. Короче там как-то деньги разделились на 2 счета.

      Ну короче такой нереальный бардак и бред! Бегите от Сбербанка! Бегите!

  2. Михаил:

    Правильно пишется — мАразматичность.

Leave a comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Welcome , today is Пятница, 17.08.2018